На встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным президент ОАО « РЖД» Владимир Якунин сообщил, что падение железнодорожного грузооборота по итогам 2010 г может составить 9% по сравнению с докризисными параметрами.
«Я думаю, что по концу года мы выйдем с параметрами падения грузовой работы по отношению к предполагаемой кривой, если бы не было кризиса, на 9%», — сказал он.
По словам главы РЖД, по сравнению с предыдущим периодом ориентировочный рост грузооборота на железной дороге составит 11%.
«Мы констатируем, что обстановка улучшилась, и по результатам чистой прибыли мы, по всей видимости, достигнем параметров, в 3 раза превосходящих те, которые были ранее» — добавил Владимир Якунин, отметив, что «в абсолютных цифрах они не столь велики».
Одной из ключевых причин медленного восстановления сегмента грузоперевозок можно считать резкий рост расценок на доставку грузов. За последние два месяца частные железнодорожные грузооператоры повысили тарифы на ставку от 10 до 50%.
На сегодняшний день весь грузовой железнодорожный парк находится в управлении частных транспортных компаний, которые, как любые другие коммерческие организации, диктуют свои условия на рынке. Вплоть до того, что частные операторы могут, не объясняя причин, совершенно спокойно отказать в доставке груза.
На завершившейся 12 ноября международной конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава 2010», руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин объяснил рост тарифов дефицитом вагонов.
В своем докладе эксперт сравнил динамику производства грузовых вагонов и спроса на них с объемом железнодорожных перевозок и уровнями мирового и российского ВВП.
Дмитрий Бовыкин отметил, что вследствие сырьевого характера экономики России любые изменения спроса на сырьевые товары приводят к значительно более резким колебаниям спроса на подвижной состав. Так, в кризисном 2009 году падение уровня мирового ВВП составило всего 2,7% (к 2008 г.), уровень ВВП РФ снизился на 8%, погрузки по сети РЖД — на 15%, а производство вагонов (и спрос на них) сократилось почти вдвое.
Причина возникающего дефицита вагонов – в нестабильности спроса на подвижной состав. Сегодня спрос наблюдается на уровне 120% к показателям 2009 года. Помимо сырьевого фактора российской экономики и действия так называемого «эффекта хлыста», колебание спроса на вагоны вызывает и стремление грузообразующих компаний приобрести больше железнодорожных вагонов, чем им это необходимо.
Основными покупателями являются предприятия добывающей и металлургической отраслей, на продукцию которых фиксируется уверенный рост спроса. Но предприятия по производству подвижного состава, даже работая на пределе мощностей, не в состоянии обеспечить возросший спрос. «Ажиотажный спрос на вагоны со стороны добывающих и металлургических компаний понятен. Они хотят обеспечить транспортную безопасность своего бизнеса и поэтому приобретают вагоны с избытком», — пояснил эксперт
Подобная ситуация подстегивает рост спекулятивной составляющей цены на вагон. Дмитрий Бовыкин отметил, что цены на вагоны в 2010 году схожи с данными на третий квартал 2008 года, когда спекулятивная составляющая была максимальной. Сегодня данный параметр оценивается на уровне 25% от стоимости вагона.
Источник: www.gudok.ru
16 ноября 2010