Дореформенная структура управления железнодорожным транспортом существовала почти семь десятков лет. Постановлением Совета министров СССР от 19 сентября 1946 года № 2143 и приказом МПС № 652/Ц от 23 сентября 1946 года «Об организации отделений железных дорог и укрупнении отделений движения, отделений паровозного хозяйства и вагонных участков железных дорог» предписывалось в двухмесячный срок организовать на сети дорог 274 отделения.
Судя по тому, что железные дороги долгое время успешно справлялись со своими задачами, решение о создании отделений было верным. Однако времена менялись, появлялись новые экономические и социальные задачи, и в воздухе стали витать идеи о реструктуризации системы управления стальными магистралями. Отказ от отделений активно обсуждался ещё в советское время, а в 1990-е годы и позднее мероприятия по упразднению или укрупнению отделений проходили на Октябрьской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, Горьковской и других магистралях. Кроме того, создание в последнее время в ОАО «РЖД» отраслевых дирекций вело к поэтапному выделению из состава отделений тех или иных подразделений. Так что реформа случилась не вдруг и не сразу, а после известной подготовки.
Общими для дорог в рамках перехода на трёхзвенную систему стали такие мероприятия, как пересмотр штатных расписаний и нормативных документов, усиление служб и переподчинение им структурных подразделений бывших отделений, ликвидация отделенческих аппаратов управления.
В частности, заместитель начальника Забайкальской дороги по кадрам и социальным вопросам Сергей Албитов сообщил: «Подготовка к переходу на безотделенческую структуру началась на ЗабЖД несколько лет назад с момента централизации диспетчерского управления движением поездов. В течение значительного времени внедрялись современные информационные технологии, позволявшие производить централизованное управление не только движением поездов, но и финансовыми ресурсами, материально-техническим снабжением. Таким образом постепенно первоначальное значение отделений дороги утрачивалось, они превратились в промежуточные подразделения между органом управления дороги и линейными структурными подразделениями».
Так же выглядит положение дел и при взгляде с линейного уровня.
«Начальник крупного сортировочного узла обязан самостоятельно реагировать и принимать неотложные решения, по возможности – без посредников, – считает начальник станции Нижний Новгород-сортировочный Сергей Дементьев. – К примеру, на сортировочной горке были светильники разного типа, и составители поездов пожаловались на неравномерное освещение. Этот вопрос решили непосредственно дирекция движения и служба электроснабжения с оформлением минимума документов. При этом ответственность за принятое решение в итоге несёт лицо, проявившее инициативу. Легче стало решать со смежниками неотложные задачи. Службы, как правило, с пониманием и ответственно относятся к движенцам, поэтому необходимость в такой координационной структуре, как отделение дороги, отпала сама собой».
«Главное: у всех есть чувство, что переходим мы туда, куда надо», – констатировал начальник службы организации и оплаты труда Горьковской дороги Андрей Тихомиров.
Все опрошенные отметили, что при ликвидации отделений не было допущено потери управления. Начальник службы управления персоналом Северо-Кавказской Сергей Винчугов добавил: «Конечно, в процессе перехода возникают вопросы по реализации конкретных действий, но созданные рабочие группы своевременно их решают и оказывают методическую и практическую помощь».
Общее же мнение выразил заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Юго-Восточной дороги Виктор Вакуленко: «Управление ситуацией не упускалось ни на секунду, переход готовился заранее».
Ни одна дорога не получила каких-то ощутимых претензий и от клиентов. Первый заместитель начальника Забайкальской дороги Сергей Савчук рассказал: «Некоторые грузоотправители боялись, что из-за отдалённости Читы у них могут возникнуть проблемы, а железнодорожники не смогут уделить им достаточно внимания. Но мы проводили совещания с нашими клиентами и объясняли, что для них ничего не изменится в худшую сторону. На сегодняшний момент так оно и есть».
И.о. начальника Приволжского ТЦФТО Николай Беляков подтвердил: «Мы клиентов в тонкости внутренних изменений не посвящали, они ничего даже не заметили. Наоборот, решения некоторых вопросов упростились, стало меньше формальностей с подписанием приказов, которые «ходили из кабинета в кабинет».
Сергей Винчугов с Северо-Кавказской также подчеркнул: «Процесс изменений не затрагивал технологию работы с клиентурой и смежниками, хотя в некоторых случаях потребуется переоформление договоров, чем мы сегодня и занимаемся».
В то же время результаты опроса на сайте журнала «РЖД-Партнёр», аудитория которого состоит преимущественно из клиентов и партнёров ОАО «РЖД», дают несколько иную картину: 59,5% проголосовавших действительно «не заметили перемен», но 20% выразили мнение, что «сбоев стало больше».
Источник: www.gudok.ru
12 сентября 2010