Члены Общественного совета обсудили вопросы транспортной безопасности в свете реализации Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности и произошедших событий на Октябрьской железной дороге в ноябре 2009 г. С докладом по этому вопросу выступил директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Геннадий Денисюк.
Он отметил, что Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007г. № 16-ФЗ впервые закрепил юридическое понятие «транспортная безопасность» как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Определил единый алгоритм действий по обеспечению транспортной безопасности на всех видах транспорта. Необходимость принятия данного закона была вызвана участившимися случаями актов незаконного вмешательства в транспортный комплекс страны, в том числе и террористической направленности. Статистика последних 10-15 лет показывает, что от 50 до 70% совершаемых террористических актов связано с транспортом. Г.Денисюк обратил внимание на необходимость решения вопросов транспортной безопасности комплексно и системно, охватывая все виды транспорта.
Одной из главных задач, стоящих перед Минтрансом, является создание нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время подписаны и вступили в силу 3 постановления и одно распоряжение Правительства РФ, разработаны и проходят процедуру согласования 5 проектов приказов Минтранса, одно находится на регистрации в Минюсте, что позволит на практике приступить к реализации мероприятий, определенных Федеральным законом «О транспортной безопасности».
Г.Денисюк отметил, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 г. № 354 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности», в федеральных агентствах по видам транспорта, подведомственным Минтрансу России созданы подразделения транспортной безопасности, а сами федеральные агентства — Росжелдор, Росавиация, Росморречфлот, Росавтодор наделены полномочиями компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности. Ими должны исполняться функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности на видах транспорта, а именно: аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности; утверждение результатов проведенной оценки уязвимости объектов железнодорожного транспорта; проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; ведение Реестра категорированных объектов; утверждение планов обеспечения транспортной безопасности.
Относительно недолгое действие Федерального закона «О транспортной безопасности» выявило необходимость корректировки отдельных его положений, которые были внесены Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской» и Федеральным законом от 19.07.2009 № 197-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О транспортной безопасности». В настоящее время проходит процедуру согласования еще ряд поправок к Федеральному закону «О транспортной безопасности».
В настоящее время разработаны и проходят процедуру согласования следующие первоочередные проекты приказов Минтранса России, необходимых для реализации Федерального закона «О транспортной безопасности»: «О проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»; «Об установлении количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; «О порядке ведения реестров объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»; «О порядке разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Особенность этих приказов состоит в том, что они между собой тесно взаимосвязаны, в них определен единый алгоритм действий ко всем транспортным объектам и транспортным средствам, поэтому разногласия по одному из приказов ведут к пересмотру отдельных положений в других приказах. При этом возникла необходимость издания дополнительных нормативных актов, таких, например, как перечень потенциальных угроз на транспорте или модель нарушителя на видах транспорта, а также методик оценки уязвимости и категорирования.
Завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения транспортной безопасности в сочетании с фактическим применением ее положений компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, а также исполнение ее требований субъектами транспортной инфраструктуры будет способствовать значительному повышению уровня безопасности транспортного комплекса России, подчеркнул Г.Денисюк.
В заключение Г.Денисюк остановился на комплексе мероприятий, которые необходимо реализовать в целях обеспечения безопасности объектов железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства, особенно на участках высокоскоростного пассажирского сообщения по маршруту Москва — Санкт-Петербург.
Необходимо ускорить принятие нормативных правовых актов по вопросам транспортной безопасности, в первую очередь требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий транспортных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В данных документах должна быть учтена специфика высокоскоростного пассажирского сообщения.
Ввиду отсутствия достаточной нормативной базы, аккредитованных специализированных организаций рассмотреть возможность проведения оценки уязвимости железнодорожной линии Москва — Санкт-Петербург Октябрьской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» с участием представителей ФСБ России, МВД России, Росжелдора, ОАО «РЖД». Для проведения этой работы Минтрансу России утвердить временные требования по обеспечению транспортной безопасности и порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. На основании результатов оценки уязвимости и выработанных рекомендаций ОАО «РЖД» разработать план обеспечения транспортной безопасности, в котором предусмотреть комплекс мер, как организационного характера, так и по созданию инженерно-технической системы обеспечения транспортной безопасности.
Для обеспечения транспортной безопасности техническими и физическими средствами необходимо предусмотреть постоянный (круглосуточный) мониторинг видеоинформации и оперативных действий специализированных групп. Для этого необходимо создать опорные посты охраны (ОПО), при этом на один ОПО (20 стрелков) возложить обеспечение транспортной безопасности на участке не более 20 км. Для обеспечения оперативного реагирования оборудовать пути движения нарядов вдоль полосы отвода и укомплектовать ОПО квадроциклами и снегоходами. Рассмотреть целесообразность оборудования полосы отвода инженерно — техническими ограждениями, которые должны обеспечить предупреждение о запрете прохода, исключение случайного выхода к железнодорожному пути людей и животных и передачу сигнала об умышленном проникновении к железнодорожным путям.
Выполнение задач по обеспечению транспортной безопасности на наиболее важных объектах целесообразно возложить на Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России), задач по патрулированию — на дочернее общество ОАО «РЖД» — «ЧОП РЖД-Охрана», а общее руководство на ОАО «РЖД».
Членам Общественного совета был представлен письменный доклад о подготовке кадров и кадровом обеспечении рабочих специальностей на транспорте. На заседании также был рассмотрен план работы Общественного совета на 2010 г.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин поблагодарил членов Совета за конструктивную работу в уходящем году. Он отметил, что важнейшей темой и, к сожалению, актуальной остается транспортная безопасность. «Теракты на железнодорожном транспорте требуют от нас выработки новых, решительных мер по предотвращению и предупреждению терроризма. Эта тема остается приоритетной и в плане работы Совета на 2010 год», — сказал Министр.
Источник: www.transafety.ru
22 декабря 2009