Следует ли ввести обязательное оснащение парка операторов грузовых вагонов аппаратурой GPS-ГЛОНАСС, позволяющей отслеживать их месторасположение и рабочее состояние в режиме реального времени?
Александр Тимченко, генеральный директор ЗАО «Отраслевой центр внедрения»:
– Сейчас всё новые вагоны оснащаются датчиками САИПС (система автоматической идентификации подвижного состава. – Ред.) в соответствии с новыми правилами эксплуатации подвижного состава. Поэтому на крупных станциях подвижной состав можно будет контролировать автоматически. Другое дело, что для контроля на отдельных ответственных точках инфраструктуры (подъездные пути крупных предприятий, припортовые станции, вагоноремонтные депо) необходимо устанавливать дополнительную аппаратуру.
Ещё одно направление – для контроля оборота ответственных узлов вагонов и исключения контрафакта их нужно будет оборудовать специальными радиометками. При этом не менее важен контроль за сохранностью грузов в вагонах. Рассматривается возможность применения специализированных запорно-пломбировочных устройств, оснащённых трекером ГЛОНАСС и датчиком вскрытия. При взаимодействии с корпоративной сетью связи РОРС-GSM это позволит отслеживать движение наиболее важных грузов.
Ефим Розенберг, первый заместитель директора ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС):
– По опасным грузам соответствующее распоряжение Минтранса уже есть. Что касается всего парка, то это слишком дорогостоящая затея. А отдача от внедрения данного проекта не даст ожидаемого экономического эффекта – где у нас находятся вагоны, мы и так знаем. У нас есть система отслеживания ДИСПАРК, другие комплексы. Интересно было бы применение новых устройств на базе GPS и ГЛОНАСС на станциях, где требуется оперативное отслеживание парка. Но на магистральных ходах они не только не являются незаменимыми, но и их эксплуатация требует больших затрат. Например, они все требуют электропитания. Где взять питание для навигационного устройства на полувагоне? Это имеет экономическую целесообразность при перевозке опасных грузов либо на замкнутых маршрутах. Но всё равно надо считать экономику внедрения нового оборудования.
Дмитрий Катцын, заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД»:
– Нужно развивать технологии, которые будут давать информацию о точном месторасположении вагона. Неважно, будут они иметь отношение к спутниковой навигации или нет. Было бы удобно, если в конструкции подвижного состава будет предусмотрено средство автоматической регистрации. Разумно иметь средства идентификации, включённые в конструкцию грузового вагона нового поколения. Если же говорить об оснащении всего парка устройствами отслеживания, то это возможно технически, но невозможно юридически – вагоны находятся в собственности различных юридических лиц, и практически невозможно договориться с ними о том, что они добровольно возьмут на себя содержание и обслуживание данных устройств за свой счёт.
Сергей Калетин, заместитель генерального директора по техническому развитию ОАО «ПГК»:
– Оборудовать такими устройствами локомотивы смысл есть, а грузовые вагоны – никакого. Я, как специалист операторской компании, и так прекрасно знаю, где находится наш вагон, что с ним происходит, исходя из месторасположения локомотива. Вагон не способен двигаться без локомотива. Если вагон находится на пути необщего пользования, на него составляется соответствующая памятка, и я опять же вижу, где он и что с ним происходит, в какой путь он зашёл и когда зашёл. Поэтому в дополнительных системах отслеживания, в частности GPS или ГЛОНАСС, я вообще не вижу никакого смысла. В конце концов у нас есть собственная система слежения «Пальма», завязанная на бортовые датчики вагонов, зачем надо на оператора навешивать ещё дополнительные аппаратурные обременения? Наконец, есть чисто технологический момент. Допустим, мы установим на полувагон датчики GSM или ГЛОНАСС. Что будет, если этот полувагон загнать в тепляк, где он будет греться до температуры выше 100 градусов? Что будет с этими датчиками после обработки полувагона на вагоноопрокидывателе? Оператору каждый раз устанавливать аппаратуру заново за свой счёт? И при этом нет никакой практической потребности в этих средствах контроля – сегодняшняя система ГВЦ ОАО «РЖД» вполне обеспечивает отслеживание вагона в режиме реального времени.
Источник: www.gudok.ru
14 ноября 2012