Ситуацию в ХХI веке будут определять мировые полюса экономического и технологического развития – Западная Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион и Северная Америка. Именно поэтому в государствах, которые входят в категорию развитых и динамично развивающихся, растёт интерес к международным транспортным коридорам, позволяющим ускорить перемещение товаров и ресурсов. Новая система мирового разделения труда складывается так, что ресурсы нужны на Востоке, а товары необходимо доставлять на Запад.
В этой новой системе Россия обладает уникальными географическими преимуществами. Транспортировка товаров через её территорию может происходить по кратчайшему расстоянию, а сырьевая база близка к тому месту, где она сейчас необходима, – к Азиатско-Тихоокеанскому региону. У нас уже есть самая длинная в мире транспортная сеть, связывающая два полюса экономического роста, на которой действуют единые правовые нормы и нет государственных границ. По большей части наша транспортная связь проходит по безлюдным территориям, что не сдерживает её дальнейшее развитие. Другие альтернативные маршруты лежат через много стран, которым сложно договориться между собой.
На общеевропейских конференциях определены десять международных транспортных коридоров, три из которых проходят по территории России. Тем не менее, обладая такими преимуществами, наша страна пока не может ими воспользоваться. Из года в год в докладах чиновников и в СМИ звучат цифры (миллиарды долларов) потенциального дохода, который могла бы получить Россия, если бы «отщипнула» хотя бы 1–2% от того, что сейчас перевозится морем между Азией и Европой. Но пока не удаётся приблизиться даже к тем показателям транзита, который был во времена СССР.
Между моряками, портовиками, железнодорожниками и чиновниками есть существенные разногласия. И пока не наблюдается сильной политической воли, чтобы их преодолеть. Проект закона «О транзите» был снят Минтрансом с рассмотрения из-за разногласий сторон. Для многих было сложно понять, что специфика российской ситуации состоит в том, что при транзите инвестиции в саму транспортную инфраструктуру едва ли окупятся, а эффект будет выражаться в общем влиянии на экономику. Это появление новых рабочих мест, увеличение местных и федеральных налогов, новые технологии, импульсы к развитию.
Источник: www.gudok.ru
31 мая 2012