На рынке сегодня открыто торгуют поддельными запчастями

На Урале обнаружено подпольное производство тяговых хомутов

 

Две сотни тяговых хомутов с клеймом «УВЗ» сошли с заводского конвейера в городе Шадринске и уже были готовы к упаковке, когда в цех нагрянула полиция. Мастер и начальник смены были арестованы, а рабочих допросили и отправили по домам с подпиской о невыезде. Продукция  была конфискована и направлена на экспертизу. Вывод не заставил себя ждать: хомуты поддельные и к  «Уралвагонзаводу» не имеют никакого отношения. Они отлиты из обычного чугуна.
 

 

Самозванная «дочка»
Самое удивительно то, что продукцию с чужим клеймом конфисковали не в заброшенном сарае или подвале, а на крупных промышленных предприятиях Кургана и Шадринска. Одно из них относится к оборонке, второе – бывшая птицефабрика. Но цеха там арендовали оптово-посреднические фирмы «Гарантия» и «Виктория», которые, впрочем, часть помещений сдавали в субаренду. На трёх производственных площадках, где производился обыск, были обнаружены литейная оснастка, пресс-формы, модели и их составные части, а рядышком с ними – готовые к отправке хомуты с фирменным  знаком «УВЗ». Специалисты «Уралвагонзавода», принимавшие участие в следственных мероприятиях, отметили, что эталоном для них служили оригинальные детали. По ним в цехах сверяли размеры готовых хомутов. 
 На первый взгляд 948 конфискованных хомутов ничем не отличались от оригиналов. Они даже были отмечены специальным номерным клеймом, которое свидетельствовало о том, что производство сертифицировано. 
 Но условный номер клеймения был «позаимствован» на УВЗ.
 Позже специалисты «Уралвагонзавода» пояснили: «Для производства хомутов по ГОСТу необходима сталь марки 20 ГЛ, которая применяется у нас на заводе. А конфискованные хомуты изготовлены из хрупкого материала, что в принципе недопустимо, ведь это особо ответственная деталь  автосцепного устройства, в его задачи входит, кроме прочих,  восприятие ударных нагрузок. Использование поддельных запчастей, безусловно, влияет на безопасность движения, создавая реальную  угрозу жизни и здоровью людей». 
 А главный специалист отдела сертификации металлопродукции Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Алексей Конкин заявил: «В соответствии с нормами 102-го федерального закона хомут тяговый подлежит обязательной сертификации, а клин тягового хомута – декларированию. Только эти документы могут подтвердить надлежащее качество продукции». 
 Правда, генеральный директор компании «Интеркарго» Ирина Чиганашкина заметила, что сертификат вовсе не гарантирует, что вся продукция будет качественной. Но для большинства владельцев подвижного состава, судя по всему, цена вагонного литья гораздо важнее наличия сертификата. Будь иначе, рынок поддельных запчастей не развивался бы столь бурно.
 В том же Шадринске неподалеку от закрытого полицией цеха в здании бывшей птицефабрики работает другое предприятие, и там продолжают выпускать тяговые хомуты. Я ходила и глазам своим не верила: охрана, проходная, «вертушка». Всё, как на любом легальном производстве. На стене даже грамота висит «Лучший предприниматель города» с именем и фамилией директора. Вот только в цех меня не пустили, сказали: «Только с разрешения начальства». А оно оказалось… в отпуске, причём всё сразу. Но это для журналиста двери закрыты, а для покупателя они открыты настежь. 
 Я осторожно поинтересовалась: а что здесь можно купить?
 «Мы вообще всё из железа делаем, – ответила начальник сбыта Елена Ивановна. – А вас интересует опт или розница?» Первый, понятно, дешевле. Интересуюсь: «А опт у вас с какой цифры?» Мне отвечают: «50 штук». Если оплатишь сразу, груз могут доставить прямо до железнодорожной станции. 
 – А какое вы имеете отношение к «Уралвагонзаводу»? – снова спрашиваю я.
 – Мы  его «дочка», – отвечает Елена Ивановна. 
 Не смутил её и тот факт, что упоминаний об этом ООО на сайте УВЗ нет. «Не всю же коммерческую деятельность отображают в Интернете», – резонно заметила она. 
 Торговля идёт бойко. Пока выясняла насчёт опта, подъехала грузовая «Газель», вышел водитель и подал документы завскладом, а тот, бегло просмотрев их, крикнул напарнику: «Отпусти тридцать хомутов!»
 Как удалось выяснить, на производстве заняты около 80 человек. Все оформлены по трудовым договорам, работают в две смены. Но устроиться непросто. В городе считают, что это «райское место». Ведь платят от 7 до 16 тыс. руб. в месяц и регулярно. Вдобавок есть свои столовая и медпункт. И люди всеми правдами-неправдами стараются попасть туда, где «из железа делают всё». 
 Интересно, а рабочие знают, что они преступники? Ведь, как меня заверили, у «Уралвагонзавода» в Шадринске «дочек» нет. 
 В малых городах лютует безработица, и нищета кругом вопиющая. В продуктовом магазине я видела 56 сортов (!) водки, а из хлебобулочных изделий только хлеб. «Булочек у нас давно нет, лет пять уже не привозят», – сказала продавщица. 
 Зато бизнес на запчастях для подвижного состава процветает. Открываю газету «Шадринский курьер», а там сплошь  объявления: «Продам железнодорожные запчасти: хомут тяговый, автосцепку, балку надрессорную…» Оптом и в розницу. С доставкой и без. А главное – ДЁШЕВО! Звоню по объявлению, отвечает женщина и сразу задаёт знакомый вопрос: «Будете брать оптом или в розницу?» Оптом хомуты – по 11,8 тыс. руб.  за штуку, в розницу – по 12,5 тыс. 
 Интересуюсь: а чьё производство?
 – «Уралвагонзавода», – отвечают. – На каждом хомуте стоит клеймо, номер, всё как положено – можете сами  убедиться. 
 – Вы из Нижнего Тагила возите?
 – Зачем? У нас тут их филиал…
 Подножка конкурентам
 В Кургане та же ситуация. Объявления о продаже тяговых хомутов идут на телеэкране бегущей строкой, пестрят в газетах. Звоню. Отвечают охотно, готовы встретиться, показать товар лицом. А когда начинаю сомневаться в подлинности изделий, обижаются, говорят, что жалоб никогда не было.
 Между тем в Управлении по борьбе с организованной преступностью УМВД  Кургана меня заверили, что «производство и продажа контрафактных тяговых хомутов в городе прекращены». «Но ведь поддельная продукция выпускалась открыто в течение двух лет. Почему никому дела до этого не было?» – спрашиваю я. В ответ пожимают плечами. А один из сотрудников УМВД произнёс, на мой взгляд, ключевую фразу: «Если люди в течение двух лет открыто работали в цехах крупнейшего в городе предприятия, значит кто-то им это разрешил».
 Но кто? Этот вопрос, похоже, следствие мало интересует. Арестовали-то «стрелочников» – начальника цеха, мастера. Но не они ведь развернули  на Урале  подпольное производство. Хотя, судя по всему, отвечать им придётся. Уголовное дело набирает обороты. За  выпуск поддельной продукции, подлежащей сертификации, можно сесть в тюрьму, и надолго (срок до 10 лет). Это подтвердил заместитель начальника полиции ГУ МВД РФ по Уральскому федеральному округу Игорь Алексеев. Он  сообщил, что, по оперативным данным, в преступную группу входил бывший работник «Уралвагонзавода». Всего по «хомутовому делу» (так называют его в  МВД) арестованы четыре человека. Но следствию ещё предстоит доказать, что они совершили преступление против общественной безопасности.
 У защиты есть свои аргументы. Как заметил адвокат одного из арестованных Ян Виоровский, главный из них: пострадавших по «хомутовому делу» нет, а всю техническую документацию УВЗ можно найти в Интернете. Кроме того, его подзащитный, мол, НЕ ЗНАЛ, что выпускает контрафакт!
 Пострадавших действительно нет. Поддельной продукцией торгуют на рынке не первый день и даже не первый год, но исков в связи с этим ни УВЗ, ни владельцы подвижного состава не подавали. В ОАО «РЖД» не смогли мне дать и статистику происшествий, связанных с тяговыми хомутами. Вспомнили лишь последнее ЧП: 6 января  на перегоне Гончарово – Большой Луг Восточно-Сибирской железной дороги произошёл излом тягового хомута в грузовом поезде № 2268. Удалось узнать, что в прошлом году таких случаев было два, а в позапрошлом – один. Но можно ли верить этим цифрам?
 Обсуждала я этот вопрос с осмотрщиками вагонов. Они говорят, что хомуты редко ломаются, «летят» чаще всего фрикционные клинья. А их  выпускают под маркой того же УВЗ или других известных брендов на тех же подпольных предприятиях. 
 «Как правило, разрушение хомута носит усталостный характер, – говорит прокурор Межрегиональной транспортной прокуратуры Георгий Беляев, – и осмотрщики первым делом на этом и заостряют внимание. И если деталь «не нравится», её тут же меняют, не дожидаясь излома. Гарантийный срок службы хомута – пять лет, но если он после месяца эксплуатации «показал себя нехорошо», его проще заменить. При этом претензий к производителям железнодорожники обычно не предъявляют».
 Масштабов теневого бизнеса никто не оценивал. Но думаю, что вокруг каждого крупного производителя вьётся масса мелких и средних фирмочек, которые либо выпускают липу под известной маркой, либо реализуют ворованную продукцию.
 Драматизм ситуации заключается в том, что, похоже, реальную угрозу от такого бизнеса мало кто осознаёт. И «хомутовое дело» вряд ли  тут поможет. 
 По версии следователей, дельцам удалось продать около тысячи тяговых хомутов (а по моим данным, на двух предприятиях за одну смену производят не менее 700). Информация о покупателях не раскрыта. Организаторы дела тоже пока остаются в тени.
 Кстати, о производстве поддельной продукции с указанием  адресов  и явок  сообщил по «телефону доверия» в УВД неизвестный. Позже в адрес прокуратуры было направлено письмо с подробным описанием цехов и их хозяев. Без настойчивости анонимщика, пожалуй, не было бы громкого уголовного дела о хомутах, готового, впрочем, как и сама продукция, в любой момент рассыпаться.
 Вопрос: кто этот доброжелатель и какие цели он преследовал? Может быть, на рынке контрафакта стало тесно и кое-кто решил убрать из бизнеса конкурентов?

 

Источник: www.gudok.ru

24 мая 2012