В редакцию пришло любопытное письмо. Мы выправили в нём грамматические ошибки, и вот что получилось:
«Здравствуйте, уважаемые журналисты! Хочу поднять серьёзную тему. Отработал всю жизнь машинистом на маневровом тепловозе. Воровство солярки у нас страшное. Раньше просто запускали шланг в бак и сливали, а три года назад поставили датчики расхода топлива, и все думали, что теперь украсть будет нельзя. Попробовали сливать по 20 литров, потом по 10 литров, но всё было видно на датчике. Поэтому стали искали способ, как обмануть прибор. И стали брать дизтопливо по 3–5 литров, но часто. Скажете – мелочь?..»
Автор письма свою фамилию не назвал. Странно было бы ожидать иного: кто открыто признается в воровстве, да ещё и адрес свой напишет: приходите, мол, с обыском! А то, что сам в этом замешан, не отрицает: «Все знают, что я беру, и немало. У меня сын бизнес сделал на дармовой солярке. Сейчас готовлю на даче запас дизтоплива, чтобы, когда уйду на пенсию, было на чем ездить...»
Анонимный вор делится и технологией краж: «Нужно тепловоз порезче тормозить и, пока скачки топлива на датчике, отливать по 10–20 литров. Но лучше брать понемногу, ведь не уволят из-за 3–5 литров горючки, если найдут. И на тепловозе топливо не хранить. Все таскают – кто в свою машину, кто в гараж или в овощную яму. Выходит по 100–150 литров за смену. Продаём на 5 руб. ниже цены на автозаправке. Чтобы составитель поездов не торопил, кидаем ему 50–100 руб. Чтобы меньше тратить солярки на основную работу, ездим помедленней, вагонов берём не выше нормы и чаще глушим дизель».
И далее он посвящает нас в тонкости воровства: «Вы спросите: как можно качать горючку, если всё опломбировано? Но ведь пломбы стоят простые пластмассовые или свинцовые, а на каждом тепловозе имеется пломбир. Если в баке дизтоплива больше 4 тонн, то датчик не видит, если мало берёшь. К тому же часто приходят машины с неисправными датчиками. И каждый рад такую машину получить…»
Как выяснилось, аноним уже писал об этом начальству. Письмо зачитали в колонне и, как водится, признали, что это поклёп и наглая клевета. Он написал в управление дороги – письмо вернулось в депо. И машинист-инструктор заявил, что рано или поздно найдёт «крысу», которая «стучит».
Почему не борются с воровством? «А кто будет бороться? – говорит автор письма. – Мы ведь каждый месяц сдаём по тысяче рублей, а в колонне работают человек 40. Я думаю: что-то уходит и «наверх», раз ничего не меняется».
Возможно, он и оговаривает честных людей. Но какова цель письма в газету? Оказывается, он за железную дорогу переживает! «Так ведь всё разворуют. У нас даже на работу принимают тех, кого раньше ловили на воровстве. Говорят, мол, опытный человек, а новеньких учить некогда».
Такой вот вор-патриот…
Понятно, что всех промышляющих казённой соляркой в одночасье не переловишь. И призывами к совести эту проблему не решишь. Но есть для этого простое решение. Его придумали в Омском НИИТКД: там уже более десяти лет назад создана бортовая система учёта расхода топлива и контроля состояния дизель-генераторной установки «Борт».
Вот что нам рассказали создатель АПК «Борт» Вячеслав Бочаров и начальник Центра мониторинга Сергей Кузнецов:
«При разработке этого комплекса главной задачей являлся контроль за теплотехническим состоянием дизель-генераторной установки тепловоза, который бы позволил перейти от планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания к ремонту и техническому обслуживанию по техническому состоянию. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что бортовая система способна защитить добросовестных машинистов, которых лишали премии за перерасход топлива, в то время как выполненная ими работа соответствовала данным показателям. Разработанная нами информационная система АРМ «Борт» позволяет контролировать и наличие дизельного топлива в баке, и его расход, а также выполненную тепловозом работу. Она «видит» не только количество несанкционированно слитого топлива, но также время и место слива». И в тех депо, где её внедрили, расхитителей быстро выявили.
В Омском институте разработали и специальную методику технического нормирования (пока только для маневровых тепловозов), в которой методом сравнения рассчитанного и фактического расхода топлива по участкам маневровых работ определяются его экономия или перерасход. Как утверждают специалисты, «зависит он только от характеристик дизеля и его технического состояния. При этом все указанные автором письма ухищрения по изменению режима работы маневрового тепловоза никак не смогут повлиять на зависимость расхода топлива от выполненной работы или простоя на холостом ходу. Если только не найдутся умельцы, способные изменить взаимосвязь главного генератора и тяговых электродвигателей».
Но система «Борт» установлена сегодня всего на 2,5 тыс. локомотивов (на каждом четвёртом). Дело в том, что далеко не все отнеслись к её внедрению с энтузиазмом. А кое-где позволяют приборы варварски ломать, тем самым способствуя хищениям.
Наши собеседники уверены, что большинство железнодорожников – честные люди, для которых слово «порядочность» не является пустым звуком. Положительных примеров приводят много: это машинисты локомотивных депо Омск, Егоршино, Саратов, Свердловск, Партизанск, Ачинск, Еланское и других. И высказывают надежду на то, что честность и порядочность всё же победят в борьбе с жаждой наживы.
Но, может, не будем уповать на честность? А просто перекроем лазейки для воровства. Ведь даже вор-патриот в своём письме об этом просит.
Источник: www.gudok.ru
28 марта 2012