Чрезвычайная оперативность

Иван Вишнивецкий, старший научный сотрудник Независимой энергетической компании, к.т.н.

Интернет повысит надёжность перевозки опасных грузов по железной дороге

По железным дорогам в больших объёмах перевозят практически все классы опасных грузов, в том числе ядовитые и взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, легковоспламеняющиеся жидкости.

Поэтому очень важно обеспечить чёткий и оперативный порядок действий персонала в случае возникновения нештатных ситуаций при доставке подобной продукции. Однако, как показывает анализ, он очень усложнён.

Так, согласно инструкциям в случае чрезвычайной ситуации на железной дороге машинист должен вскрыть пакет и по накладной определить наименование аварийного груза, станцию-грузоотправителя, грузовладельца, собственника вагона, а также номер аварийной карточки.

Потом локомотивная бригада по радиосвязи сообщает об аварии дежурному по ближайшей станции. Тот, в свою очередь, оповещает поездного диспетчера и региональный штаб гражданской обороны.

Затем извещения об инциденте могут следовать ещё более чем в 30 адресов в соответствии со схемой оповещения, размерами и уровнем чрезвычайной ситуации, потенциальными угрозами.

Дежурный по станции также посылает телеграмму об аварии на станцию, с которой отправили опасный груз. А оттуда её уже пересылают грузовладельцу.

Как показывает практика, общее время передачи телеграммы по всей цепочке от станции, на которой произошла авария, до грузовладельца может занимать от нескольких десятков минут до суток и более.

А ведь согласно «Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам», утверждённым у МЧС России и МПС РФ ещё в 1996 году, действия работников железнодорожного транспорта и привлечённых формирований при возникновении чрезвычайных происшествий должны быть максимально оперативными.

Причём для ликвидации последствий аварий с опасными грузами необходимо привлекать силы и средства их владельца. Специалисты, обладающие наиболее полной информацией об опасном грузе, после получения требования от железной дороги должны в возможно короткий срок прибыть на место событий.

Понятно, что для этого требуется надёжная связь транспортников с грузоотправителем. Однако в настоящее время, как и сто лет назад, железнодорожники в данных целях используют телефон и телеграф. И это при наличии Всемирной электронной паутины!

Считаю, что в раздел накладной, где указывается грузовладелец и его почтовый адрес, нужно срочно добавить обязательную для заполнения графу для электронного адреса аварийной службы предприятий-грузоотправителей. Также все железнодорожные станции необходимо оснастить сетью Интернет. В этом случае, при необходимости, кроме телеграммы в адрес грузоотправителя со станции можно будет направить электронное сообщение в аварийную службу грузовладельца. Тогда работник этого предприятия без задержки прибудет на место аварии.

Кроме того, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштабов происшествия предусматривает участие в ликвидации аварий представителей федеральных органов исполнительной власти и целого ряда других организаций. Однако им для разработки плана действий по устранению последствий происшествия зачастую недостаточно сведений, изложенных в аварийной карточке на груз.

Детальные сведения обо всех опасных грузах (температуры плавления и кипения, токсичность и т.д.) содержатся в «Паспортах безопасности материала», которые хранятся у грузовладельца. В случае аварии он сможет по электронной почте выслать необходимые данные в действующий на железнодорожной станции штаб по ликвидации последствий происшествия.

Источник: www.gudok.ru

12 марта 2012