Без инцидентов и катастроф

Эффективная работа транспорта невозможна без обеспечения гарантии его безопасного функционирования. В свою очередь, транспортная безопасность предполагает формирование системы и разработку комплекса мер противодействия актам незаконного вмешательства, соответствия уровня её обеспечения мировым стандартам.

Наиболее распространённой является техногенная угроза транспортной безопасности. По причине технических неисправностей и неполадок происходит до 64% различных инцидентов и катастроф. В связи с этим необходимо большее внимание уделять разработке нормативных актов по обеспечению безопасности движения. Одним из основных документов по безопасности являются Правила технической эксплуатации (ПТЭ). Как известно, ПТЭ, утверждённые приказом Минтранса России от 3 декабря 2010 года № 286, распространяются на железнодорожный транспорт общего и необщего пользования и не учитывают требования, предъявляемые к работе железнодорожного транспорта промышленных предприятий.

В связи с этим необходима разработка ПТЭ, соответствующих требованиям эксплуатации технологического железнодорожного транспорта.

В настоящее время далеко не на всех предприятиях приняты организационно-распорядительные документы по обеспечению транспортной безопасности, а подавляющему количеству объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не присвоены категории. Работа по проведению оценки уязвимости, разработке и утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ещё далека от своего завершения.

На промышленном транспорте выполняются значительные объёмы погрузочно-разгрузочных работ. До 90% грузов, перевозимых на сети РЖД, грузится и разгружается на промышленном транспорте. Практически полностью здесь же осуществляется погрузка и выгрузка опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, что требует в том числе обеспечения мероприятий, связанных с предупреждением и обеспечением пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. И важное место принадлежит эффективному функционированию пожарных поездов, находящихся в ведении Ведомственной охраны (ФГП «ВО ЖДТ России»).

Следует также подчеркнуть, что вопросы нормативного правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта промышленных предприятий со стороны Минтранса России не находят должного внимания.

В условиях отсутствия (и до их принятия) специализированных законов, регулирующих процесс перевозки опасных грузов, наиболее перспективным направлением внедрения систем мониторинга при перевозках опасных грузов являются дополнения лицензионных и сертификационных требований соответствующими разделами об информационном обеспечении данного вида деятельности.

Одним из наиболее эффективных механизмов сохранения необходимого уровня безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта является система добровольной сертификации на промышленном железнодорожном транспорте. При её содействии организации, оказывающие услуги в области железнодорожного транспорта промышленных предприятий, вводятся в систему обеспечения безопасности движения и подтверждают соответствие своей продукции требованиям нормативной документации.

Железнодорожные переезды, несмотря на принимаемые меры по повышению безопасности движения, остаются в центре внимания органов надзора в сфере безопасности движения. Это связано с тем, что в случае возникновения ДТП на переездах последствия чрезвычайно велики.

Так, например, в настоящее время на территории Москвы расположено около 500 путей предприятий общей протяжённостью более 700 км. Около 60 промышленных производств, работающих на подъездных путях, связаны с операциями по приёму, погрузке, разгрузке, сливу, наливу и хранению опасных грузов, что требует принятия мер по обеспечению их безопасности. Перемещение специализированных вагонов с опасными грузами связано с пересечением более 60 переездов с городскими улицами.

Промышленным железнодорожным транспортом в Москве перевозятся опасные грузы 23 наименований, включающих топливные грузы и сжиженные газы, различные виды кислот и щелочей, аммиак, едкий натр, хлористый цинк и др.

Необходима разработка Концепции комплексной безопасности на транспорте Москвы, других регионов России, базирующейся на современных методах исследований, инновационных аналитических нанотехнологиях для контроля объектов транспортной отрасли, подготовки и повышения квалификации кадрового состава.

В целях подготовки кадров, обеспечивающих транспортную безопасность, считаем необходимым уполномоченному федеральному органу исполнительной власти определить перечень специальностей, требования к специалистам в области транспортной безопасности, образовательных стандартов и предложения по обеспечению государственного заказа и стимулированию целевого направления хозяйствующими субъектами подготовки соответствующих специалистов.

При проектировании объектов железнодорожного транспорта общего и необщего пользования важная роль должна принадлежать разработке разделов, связанных с экологической безопасностью и планированием мероприятий по охране окружающей среды.

Людмила Андреева,
заместитель генерального директора ЗАО «Промтрансниипроект», д.т.н.

Алексей Кузнецов,
вице-президент ассоциации
«Промжелдортранс», к.т.н.

Источник: www.gudok.ru

30 января 2012