Перевозки – союзные, ответственность – национальная

Всеволод ТитовКак повлияет создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана на международные железнодорожные перевозки? Насколько отработан сегодня механизм взаимодействия заинтересованных сторон? Своим мнением на этот счет поделился заместитель начальника управления Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД»Всеволод Титов.

– Всеволод Анатольевич, скажите, каковы были ожидания ОАО «РЖД» как крупнейшего участника внешнеэкономической деятельности страны в связи с созданием Таможенного союза?

– Ожидания связаны в первую очередь с упрощением пересечения грузами внутренних границ между государствами – членами Таможенного союза. После вступления в силу с 1 июля нынешнего года Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) на его внутренних границах планируется поэтапно прекратить работу контролирующих органов (исключая пограничников), что значительно облегчит пересечение границ товарами и пассажирами, ускорит доставку товаров в страны Средней и Юго-Восточной Азии.

В условиях формирования нормативной базы союза особое значение приобретает необходимость упростить порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых в контейнерах железнодорожным транспортом. Контейнерные поезда в настоящее время – это составы, следующие в международном сообщении без переработок на сортировочных станциях и без простоя в пути следования в ожидании накопления попутного груза. Они обеспечивают повышенную сохранность груза при перевозке и максимально короткие сроки доставки.

Следует отметить, что ОАО «РЖД» во взаимодействии с российскими государственными органами проводит планомерную работу по совершенствованию порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых в контейнерах по железной дороге. Так, ФТС России после ряда конструктивных рабочих встреч со специалистами РЖД разработала и направила на согласование в Минтранс России проект совместного приказа «Об утверждении Инструкции об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых в контейнерах железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации». Подписание этого приказа позволит железнодорожникам и таможенным органам снять ряд проблемных вопросов и повысить уровень контейнерных перевозок. Продолжается также работа по упрощению таможенного оформления временного вывоза российских контейнеров с таможенной территории РФ.

– Какие риски могут возникнуть или уже возникли с началом практической деятельности союза?

– Сохранение иных видов контроля, помимо таможенного, в железнодорожных пунктах пропуска на внутренней границе Таможенного союза не позволит реально сократить время обработки поездов и скорость доставки грузов грузополучателю.

В соответствии с нормами ТК ТС к национальным железнодорожным перевозчикам будут предъявляться требования, установленные законодательством конкретных государств – участников союза, что может поставить их в неравное положение в отдельных вопросах: временный вывоз контейнеров, условия открытия складов временного хранения (СВХ) или получения разрешения на открытие зон таможенного контроля и др.

Национальные железнодорожные перевозчики осуществляют свои функции в пределах своего государства, и их действия подчинены национальным транспортным, гражданским и административным законодательным актам. Статьей 224 ТК ТС установлено, что при недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность по законодательству государства – участника союза, таможенным органом которого товары помещены под процедуру таможенного транзита. Таким образом, существует риск привлечения российского железнодорожного перевозчика к ответственности по нормам таможенного и административного законодательства Республики Беларусь или Республики Казахстан.

При этом возникают некоторые вопросы. В частности, как будет применяться национальное административное право в отношении нерезидента государства – участника союза, осуществляющего свою хозяйственную деятельность и совершившего правонарушение на территории другого государства? На основании каких национальных законодательных и нормативных актов этот хозяйствующий субъект будет привлекаться к административной ответственности? Каков порядок привлечения к ответственности перевозчика и порядок обжалования им действий таможенных органов? До настоящего времени этот порядок не разработан.

– Принимает ли ОАО «РЖД» участие в обсуждении изменений нормативно – правовой базы в связи с созданием единого таможенного пространства?

– Специалисты РЖД приняли участие в совещаниях по совершенствованию положений ТК ТС, состоявшихся в ФТС России и в Минэкономразвития, однако этого участия недостаточно. Ряд принципиальных позиций так и остался несогласованным. Более того, в соответствии с последним абзацем п. 3 ст. 215 ТК ТС особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории союза, определяются международным договором государств – участников союза, который находится на стадии разработки.

– Существует годами отработанный механизм взаимодействия железнодорожников, пограничников, таможенников и прочих служб на приграничных станциях. Как он изменится в связи с созданием единого таможенного пространства?

– Введение единого таможенного пространства приведет к выводу контролирующих органов (исключая пограничников) с внутренних границ союза. Следовательно, производство таможенного оформления таможенного транзита и таможенный контроль товаров, следующих на территорию союза, будут осуществляться в пунктах пропуска, расположенных на его внешних границах. Таким образом, на внешних границах Казахстана и Белоруссии взаимодействие с контролирующими органами в железнодорожных пунктах пропуска будут осуществлять национальные железнодорожные перевозчики. В этом случае необходимо наладить конструктивное взаимодействие железных дорог России, Казахстана и Белоруссии.

На одиннадцатом заседании Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства, состоявшемся 15 декабря 2009 года в Москве, было рассмотрено предложение ОАО «РЖД» о сотрудничестве железных дорог в рамках формирования Таможенного союза. Эта инициатива была поддержана на заседании комиссии, и в настоящее время ведется работа по ее реализации. Так, вопрос о взаимодействии железных дорог России и Белоруссии по оказанию услуг в сфере таможенного дела рассмотрен в ходе поездки делегации ОАО «РЖД» на Белорусскую железную дорогу 16–18 февраля текущего года.

Источник: www.rzd-partner.ru

4 марта 2010