Необходимость и целесообразность последовательного внедрения электронных средств учета и контроля в технологические процессы промышленного производства, а также в повседневную жизнь, очевидна. Однако в реальной жизни внедрение электронных информационных систем идет не всегда гладко. Проект контроля жизненного цикла запорно-пломбировочных средств (ЗПУ), применяемых на российских железных дорогах успешно реализован в ЗАО «ОЦВ».
Об электронной системе учета эксплуатации ОАО «РЖД» ЗПУ, от их производства до утилизации, наш корреспондент беседует с начальником Единого консолидирующего центра контроля и учета ЗПУ ЗАО «ОЦВ» Романом Леонидовичем Пушко.
– Роман Леонидович, что явилось причиной создания в ОАО «РЖД» именно электронной системы слежения за всеми операциями с запорно-пломбировочными устройствами?
– ЗПУ в существующей технологии перевозочного процесса отводится роль единственного механического приспособления, предотвращающего несанкционированный доступ к грузу. Вместе с тем в случае выявления такого факта доступа в вагон или контейнер ЗПУ играет роль индикатора, который позволяет определить, на каком из этапов продвижения груза это произошло, тем самым разделяя ответственность различных перевозчиков и грузоотправителя, а также железнодорожных администраций в случае межгосударственных перевозок. Т.е. это очень важное устройство, по состоянию которого определяется ответственность различных участников перевозочного процесса в случае обнаружения несохранности перевозимых грузов, иногда чрезвычайно дорогостоящих.
Вместе с тем наличие многочисленных посредников между производителями ЗПУ и их пользователями, систематическое использование низкокачественных и контрафактных изделий, их повторное использование в условиях отсутствия учета оборота пломб многократно увеличивало риски как несохранной перевозки, так и возможных действий, угрожающих безопасности движения, когда можно было безнадзорно поместить посторонние предметы в вагон или контейнер. Такие риски и необходимость повышения уровня сохранности перевозимых грузов потребовало от ОАО «РЖД» поставить задачу кардинальным образом модернизировать систему учета производства, распределения и использования ЗПУ, сделать жизненный цикл устройства прозрачным.
Для этого ОАО «РЖД» с участием Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД РФ и производителей ЗПУ была создана необходимая нормативная база. Создание Единого консолидирующего центра ОАО «РЖД», призванного обеспечивать как интересы перевозчика, так и грузоотправителей, было возложено на дочернее общество – ЗАО «ОЦВ», имеющее успешный опыт создания таких систем.
– Но ведь одних организационных решений зачастую недостаточно. Как была реализована работа по созданию системы учета на всей сети?
– На основе требований, предъявляемых к ЗПУ, а также исходя из ситуации с их учетом и контролем, сложившейся на конец 2006 года, когда создавался Центр, был определен ряд задач, которые предстояло решить. Прежде всего требовалось организовать автоматизированный учет огромного количества ЗПУ на всей сети железных дорог (в среднем 20 млн изделий в год) на всех этапах их продвижения от изготовления до применения и утилизации, охватить контролем качества 100% изделий, поступающих на железные дороги и грузоотправителям, и установить информационное и организационное взаимодействие с органами внутренних дел на транспорте, военизированной охраной железнодорожного транспорта, структурными подразделениями железных дорог, отвечающими за приемку вагонов и контейнеров к перевозке и ведущими актово-претензионную работу. Пожалуй, самой сложной задачей было наладить рабочий, деловой контакт с некоторыми изготовителями ЗПУ и их региональными дилерами, занимающимися реализацией пломб, так как до этого они никакому контролю не подвергались. Соответствующими департаментами МВД и ОАО «РЖД» совместно с изготовителями ЗПУ потребовалось решить вопрос совершенствования конструкции ЗПУ с целью недопущения на рынок низкокачественных устройств. И, наконец, было начато взаимодействие с железнодорожными администрациями стран-участниц Содружества Независимых Государств и стран Балтии для установления единого информационного пространства по учету ЗПУ на всем пространстве «колеи 1520».
– Какие результаты достигнуты на сегодняшний день?
– За минувшие два с половиной года Центру удалось, как и было запланировано, организовать учет каждого, подчеркиваю, каждого запорно-пломбировочного устройства на всех этапах жизненного цикла. Перед тем как попасть к грузоотправителю, пломба в обязательном порядке подвергается входному контролю качества в региональных центрах учета и утилизации ЗПУ (РЦУЗ), результаты которого можно видеть на компьютере любого удаленного авторизованного пользователя, подключенного к системе. Если раньше вопросы ответственности за брак решались дни и месяцы, то сегодня разрешаются за считанные минуты – производитель свои огрехи может увидеть на экране компьютера, в каком бы регионе не был выявлен брак. Благодаря этому фактически полностью выведена из оборота некачественная продукция.
Таких РЦУЗ на сети железных дорог создано пятнадцать. Тотальный входной контроль позволил выявить и не допустить до грузоперевозки более 60 тысяч неисправных или контрафактных ЗПУ.
– Что из себя представляет РЦУЗ?
– Это предприятие, располагающее квалифицированным персоналом, необходимыми складскими площадями, оборудованные системами технического видеоконтроля и каналами связи, имеющее возможность проведения инструментального контроля и пономерного учета ЗПУ.
Помимо входного контроля качества Региональный центр регистрирует каждое запорное устройство за конкретным грузоотправителем и конкретной станцией отправления, причем факт регистрации подтверждается специальным сертификатом – Реестром.
Регистрация ЗПУ и Реестр дают возможность станционному работнику, принимая груз к перевозке, убедиться в легальности устройства, а значит, и в его надежности. В случае же несохранной перевозки по регистрационным сведениям всегда можно оперативно установить полную первичную информацию о ЗПУ.
– Роман Леонидович, хотелось бы услышать более подробный рассказ о созданной в Центре автоматизированной системе учета и контроля. Уверен, это заинтересует многих как пример возможности тотального слежения за устройством с момента его производства до утилизации.
– Система, действительно, в определенной мере универсальна и вполне применима для слежения за жизненным циклом других устройств и механизмов и более сложных, чем ЗПУ. В основе ее лежит принятая и утвержденная ОАО «РЖД» система сквозной нумерации, исключающая возможность появления на сети железных дорог ЗПУ с одинаковыми контрольными знаками. Каждый номер уникален.
Решая задачу автоматизированного учета ЗПУ, Центр ставил себе целью организовать учет таким образом, чтобы в любой момент времени всем потребителям данной информации (ОАО «РЖД», МВД, ВО ЖДТ, грузоотправитель и т.д.) была доступна достоверная и подробнейшая информация о жизненном цикле каждого устройства. С этой целью и была создана Единая автоматизированная система учета, контроля и утилизации ЗПУ (АСУ ЕКЦ) – мощный аппаратно-программный комплекс на основе последних технологий IT-индустрии. В базу данных системы в автоматизированном режиме реального времени поступают сведения о производстве, реализации, входном контроле качества, регистрации, применении, сборе и утилизации каждого устройства. На сегодняшний момент АСУ ЕКЦ располагает сведениями о жизненном цикле каждого из 50 миллионов ЗПУ, произведенных российскими изготовителями и поставленными потребителям в регионы железных дорог. В ближайшее время к АСУ ЕКЦ будет подключена система автоматической идентификации подвижного состава – САИ ПС, обеспечивающая независимо от человека контроль движения поездов по сети железных дорог. Комплексами САИ ПС в России и странах СНГ оборудовано около 2500 точек на грузовых и сортировочных станциях, пограничных переходах, междорожных стыках. Система считывает электронный номер вагона или локомотива при прохождении мимо поста контроля и передает эти данные в ГВЦ. Интеграция АСУ ЕКЦ и САИ ПС также создаст благоприятные условия для совершенствования контроля за перевозимыми грузами.
АСУ ЕКЦ ежедневно обрабатывает сотни запросов от пользователей системы и в режиме реального времени выдает информацию о том, когда и кем было произведено устройство, через какого дилера поступило к пользователю, не было ли выявлено недостатков при входном контроле, было ли зарегистрировано, когда, кем и на какой станции и для опломбирования какого вагона или контейнера было применено, было ли после использования утилизировано.
– Факт утилизации также важен?
– Это важное направление в профилактике сохранности перевозимых грузов. В практике расследования хищений грузов имеются факты навешивания криминальными элементами взамен установленных на вагоны и контейнеры специально подготовленных, а также восстановленных из ранее использованных ЗПУ. Чтобы пресечь такую возможность, Центр организовал на путях общего пользования и подъездных путях предприятий сбор ЗПУ, снимаемых с вагонов и контейнеров после перевозки груза. Все собранные ЗПУ утилизируются, а их номера обязательно блокируются в АСУ ЕКЦ.
– Роман Леонидович, вы упомянули об интересе органов МВД, других структур и ведомств в информации по ЗПУ. В чем конкретно выражается такое взаимодействие?
– Хищения перевозимых грузов чаще всего сопровождаются подменой ЗПУ в пути следования на другое, приобретенное либо изготовленное кустарным способом, ЗПУ. Преступники действуют таким способом потому, что в конструкцию ЗПУ заложена повышенная устойчивость к несанкционированному вскрытию и вскрыть их за короткий промежуток времени не представляется возможным. Для правоохранительных органов, расследующих такие преступления, чрезвычайно важно оперативно установить, когда и кому были реализованы ЗПУ, обнаруженные на месте преступления.
В этом случае АСУ ЕКЦ предоставляет возможность ДОПТ МВД РФ и региональным структурным подразделениям УВДТ в автоматизированном режиме оперативно получить полное «досье» на ЗПУ, требуемое для расследований уголовных дел, связанных с сохранностью перевозимых грузов. Следует отметить, что собранные в базе данных сведения представляют большой интерес для анализа по сохранности перевозимых грузов, для совершенствования технологии приема, перевозки и получения груза.
– На сегодня регистрируются все сто процентов ЗПУ?
– В основном, да. Есть станции, на которых выявляются случаи приема грузов с незарегистрированными ЗПУ. Могу назвать количество таких случаев. Это 0,3% из полутора миллионов ЗПУ, используемых ежемесячно. Центр по каждому случаю производит разбор и работу по недопущению впредь таких случаев.
Чаще всего данная ситуация происходит из-за незнания грузоотправителей о существовании такого порядка. Полагаю, сегодняшняя публикация поможет донести информированию о существовании и преимуществах созданной автоматизированной системы учета и контроля.
Внедряемая технология логического контроля за ЗПУ автоматически исключит возможность применения ЗПУ, не прошедших регистрацию. К концу 2009 года логический контроль должен быть внедрен на всей сети железных дорог.
– Созданная Центром автоматизированная система и методика контроля может тиражироваться в сопредельных странах, связанных единой железнодорожной колеей. Проявляют ли страны СНГ интерес к системе?
– Результаты работы Центра заинтересовали железнодорожные администрации соседних с Россией государств. С начала 2009 года Казахстанскими железными дорогами успешно апробируется аналогичная технология учета и контроля запорно-пломбировочных устройств. Рассматривается вопрос подключения к системе учета ЗПУ и на Белорусской железной дороге. К обмену информацией мы готовы уже сегодня. В частности, не представляет трудности фиксирование вида и номеров пломб, установленных на вагонах и контейнерах, поступающих из сопредельных стран.
Для большей информированности всех заинтересованных в вопросах улучшения сохранности перевозимых грузов мы создаем информационный портал ЕКЦ www.zpu-center.ru, на котором будут размещены не только исчерпывающие сведения по характеристикам применяемых ЗПУ, но и подробные данные о жизненном цикле изделий и другая нужная информация.
В заключение отмечу, что востребованность системы подтвердила правильность и своевременность принятых ОАО «РЖД» решений. Достигнутые количественные и качественные результаты работы АСУ ЕКЦ указывают на высокую эффективность созданной системы в деле профилактики сохранности перевозимых железнодорожным транспортом грузов и тем самым и способствуют дальнейшему укреплению репутации ОАО «РЖД» как надежного и успешного перевозчика.
© Евразия Вести XI 2009
28 октября 2009