Юрий АРЛАЩЕНКОВ, начальник отдела ФГУ НИЦ « Охрана»
Владимир БЕЛЯЕВ, заместитель начальника отдела ФГУ НИЦ « Охрана»
Что представляют собой ЗПУ? Какова их роль в решении данной проблемы, в чем отличие от всем известных замков? На эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся ответить.
Проблема обеспечения сохранности имущества неразрывно связана с историей товарно-денежных отношений и насчитывает не одну тысячу лет. И, пожалуй, первым значительным шагом в ее решении стало пломбирование мест хранения ценностей. Самые древние пломбы представляли собой глиняные заглушки или таблички с нанесенным на них сложным рисунком и служили для опечатывания кувшинов, документов и т.п. На смену им пришли восковые и сургучные печати, свинцовые пломбы, описки печатей на пластилине и на обычных полосках бумаги. С развитием транспортной системы и увеличением грузоперевозок подобные пломбы оказались невостребованными, так как легко могли быть подделаны, не поддавались учету и не обладали практически никакой устойчивостью к внешним воздействиям. Поэтому « нишу» защиты железнодорожных вагонов, корабельных трюмов, контейнеров, цистерн, ящиков и т.п. « грузовых емкостей», используемых при перевозках грузов, долгое время пытались закрыть с помощью обычных замков и физической охраны. Правда, у замков есть один, но весьма существенный недостаток — следы их неразрушающего вскрытия обычно не видны невооруженным глазом и могут быть выявлены только при специальной экспертизе. То есть собственник или перевозчик груза неопределенно долго может пребывать в уверенности, что его груз в целости и сохранности, пока очередная проверка не покажет обратное. Что же касается физической охраны, то « человеческий фактор» по сей день остается одним из слабых звеньев систем безопасности, да и при нынешних грузопотоках к каждому вагону или контейнеру охранника не приставишь — слишком дорогое удовольствие.
Таким образом, суть проблемы защиты грузов вылилась в поиск способов, доступных в ценовом плане большинству грузоперевозчиков и позволяющих установить в явном виде факт несанкционированного доступа к материальным ценностям, обеспечивая при этом силовую защиту грузовых емкостей.
Нельзя сказать, что решение было совсем неожиданным — им оказались все те же пломбировочные устройства (ПУ), но выгодно отличающиеся от своих предшественниц.
В соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 51912 « Устройства пломбировочные. Классификация», все современные ПУ подразделяют на 3 класса.
1. Индикаторные ПУ или контрольные пломбы, обеспечивающие индикацию несанкционированного вмешательства и используемые для контроля доступа и учета объектов, оборудованных штатными запирающими устройствами. Индикаторные пломбы предназначены для индикации, контроля и учета доступа (штатного и несанкционированного) к объекту охраны. Индивидуальные идентификационные признаки могут вноситься в пломбу как в заводских условиях, так и при установке с помощью пломбиратора (штемпеля, маркера и т.п.). Пломбы, как правило, имеют слабое звено, разрушающееся при штатном вскрытии и несанкционированном доступе, но выдерживающее внешние нагрузки, воздействующие на пломбу при эксплуатации (транспортировании, хранении, установке). Пломбы не обеспечивают физическую защиту объекта при криминальном вскрытии путем взлома (повреждения).
2. Электронные ПУ или интеллектуальные пломбы, включающие множество видов и типов электронных и электроннооптических устройств пломбирования, получающих, хранящих, обрабатывающих и передающих идентификационную и служебную информацию и сигналы состояния дистанционно или в контакте со считывателем. Электронные блоки могут либо монтироваться в конструкцию ПУ, либо устанавливаться на объект защиты автономно.
З. Силовые ПУ или ЗПУ, выполняющие наряду с функциями пломбы функцию одноразового замка, осуществляющего в установленных пределах силовое блокирование запорных узлов различных объектов. К ним относят ЗПУ с пределом прочности не менее 100 кГс. В конструкции ЗПУ, наряду с элементами, реализующими функции пломбирования, включены силовые звенья, обеспечивающие блокирование (замыкание) запирающих устройств грузовой емкости (дверей, люков, крышек и т.п.) и сдерживание (механическую защиту груза) в установленных пределах от криминального доступа путем взлома. Частным случаем ЗПУ являются одноразовые запорные устройства (например, « Закрутка), в которых отсутствуют индивидуальные идентификационные признаки, используемые при пломбировании. Штатное вскрытие ЗПУ обеспечивается специальными приспособлениями (съемниками, кусачками, болторезами и т.п.). В чем же достоинства ЗПУ?
Во-первых, учитывая жесткость предъявляемых требований, ЗПУ изготавливаются с применением современных технологий, обеспечивающих низкую стоимость при высоком качестве изделия. Особенностью таких технологий с криминалистической точки зрения является то, что они могут быть выполнены только в заводских условиях и не воспроизводятся в кустарных мастерских.
Во-вторых, все пломбы имеют широкий набор идентификационных признаков, то есть контролируемых параметров и характеристик, присущих конкретному ЗПУ, свидетельствующих о его подлинности и целостности, нарушаемых или изменяемых при попытке снятия (демонтажа) ЗПУ с защищаемого объекта. Основные идентификационные признаки ЗПУ определяются его конструкцией и технологией изготовления и, как правило, вносятся в него в процессе производства. Дополнительные идентификационные признаки могут вноситься в ПЗУ при установке. Внешними идентификационными признаками ЗПУ являются: форма и размеры, окраска, маркировка, индивидуальный буквенно-цифровой код, логотипы, голографические изображения, штриховой код и другие специальные знаки и изображения, их форма, размеры, цвет, рельефность, место расположения на ЗПУ. Внутренними идентификационными признаками пломб являются материал, покрытия, специальные защитные элементы и детали конструкции. Такая маркировка позволяет не только вести учет использования пломб, но и определить принадлежность груза конкретному владельцу, то есть однозначно идентифицировать каждое пломбировочное устройство.
Третьей важной характеристикой ПУ является стойкость защитных свойств или их способность противостоять попыткам воспроизвести их дубликаты с помощью технологий и оборудования, отличных от указанных в нормативных документах. Руководящим документом Государственной технической комиссии при Президенте РФ « Защита информации. Специальные защитные знаки. Классификация и общие требования» установлено 18 классов защищенности специальных защитных знаков в зависимости от возможности подделки, идентификации и стойкости защитных свойств: от 1 (наивысшей стойкости к подмене (подделке) и наивысшей устойчивости к несанкционированному вскрытию) до 18 (слабостойкие и слабоустойчивые).
В-четвертых, современные пломбы обладают высокой устойчивостью к внешним воздействиям.
В зависимости от уровня механической защиты ЗПУ могут выдерживать усилие разрыва свыше 2000 кГс. для использования в различных целях ЗПУ выпускаются в следующих исполнениях:
УХЛ1 (по ГОСТ 15150) — для применения на автомобильном и железнодорожном транспорте в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом;
ОМ1 (по ГОСТ 15150) — для применения на морском транспорте для судов неограниченного района плавания;
В1 (по ГОСТ 15150) — для интермодальных перевозок всеми видами транспорта во всех макроклиматических районах на суше и на море, кроме макроклиматического района с очень холодным климатом;
химически и радиационно стойкие — для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива, масел, химических реактивов, радионуклеидов и источников радиационного излучения.
Пломбирование грузов позволяет:
- подтвердить факт доступа к защищаемому объекту или отсутствие такового;
- обеспечить в необходимых случаях физическую защиту объекта от несанкционированного доступа (проникновения);
- разделить меру юридической и материальной ответственности за сохранность груза в процессе его перевозки между грузоотправителем, экспедитором, грузоперевозчиком и грузополучателем, а также другими участниками перевозки груза (таможня, Российская транспортная инспекция и др.);
- предоставить правоохранительным органам дополнительные сведения для расследования фактов хищений и принятия соответствующих решений;
- уменьшить частоту проверок (подсчетов, измерений), подтверждающих наличие груза;
- упростить осмотр и инвентаризационные процедуры, связанные с перевозкой и хранением груза.
Сам процесс пломбирования несложен и, как правило, включает следующие этапы:
- учет поступивших пломб;
- контроль технического состояния пломб перед установкой;
- установку пломб;
- учет установленных пломб;
- контроль подлинности и целостности пломб перед снятием;
- снятие и утилизацию пломб.
В пользу пломбирования перед другими способами защиты грузов говорит и тот факт, что в настоящее время в различных странах разработкой и производством ПУ занимаются более 500 фирм, поставляющих на рынок более 100 млн. пломб около 6000 наименований.
В настоящее время объемы производства и использования запорно-пломбировочных устройств различных типов непрерывно растут, разрабатываются новые типы и виды ЗПУ, расширяется круг объектов, подлежащих обязательному опломбированию. Ведущей фирмой по разработке и производству запорно-пломбировочных устройств в России является московская фирма « Страж», производящая в год около 5 млн. шт. ЗПУ различных моделей для потребностей внутреннего рынка и на экспорт. Наибольшим спросом в России пользуются такие модели данной фирмы, как тросовые « Спрут-Универсал», « Спрут-777», « СпрутМ4 Авто», « Спрут-500», « Скат», « Скат-М», « Скат-СГ», «3акрутка», « Кобра», « Страж-В» и « Страж-2C», а также ЗПУ с жестким стержнем « Клещ-60СЦ» и « Клещ». Хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации ЗПУ московских фирм « Энергет и К°» (« ЛаВР», « ЛаВР-2000», « ЛаВРиК») и « Транс-Пломбир» (ТП 2800-02, ТП-1200-01 и ТП-350-01), Краснооктябрьского завода металлоизделий (г. Йошкар-Ола) и ряда других.
Среди имеющихся и разрабатываемых в настоящее время образцов ПУ наиболее перспективными считаются моноблочные конструкции с гибким фиксирующим элементом (например, канатного типа). Базовым, несущим элементом конструкций ПУ является корпус, внутри которого расположен механизм запирания и закрепляются отдельные элементы конструкции (ярлык, гибкий фиксирующий элемент, электронный блок и т.п.).
Разнообразие конструкций и характеристик пломбировочных устройств позволяет использовать их для защиты любых объектов: вагонов, контейнеров, цистерн, сейфов, контрольно-измерительных приборов, складских помещений, автотранспорта и т.п. А высокая устойчивость к вскрытию делает ЗПУ незаменимыми для обеспечения сохранности ценностей и безопасности в любой сфере деятельности. Благодаря способности индицировать попытки их несанкционированного вскрытия, пломбы часто называют « устройствами индикации вмешательства — УИВ».
Однако, несмотря на созданную целую индустрию пломбировочных устройств, в которой лидирующее положение занимают российские производственные компании, далеко не все потребители пломб хорошо понимают, как их выбирать, где лучше всего использовать те или иные пломбы и каковы причины их уязвимости. В ГОСТ Р 51913-2002 « Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования» приведены некоторые примеры применения ЗПУ.
В заключение хотелось бы отметить, что ЗПУ нельзя рассматривать изолированно от других элементов защиты, учета и контроля сохранности грузов. Только разработка и ввод в действие систем мониторинга грузов (это особенно касается опасных грузов), в которых наряду с другими техническими средствами используются и пломбы, обеспечит эффективную сохранность контейнеров, оперативных и стационарных хранилищ, транспортных средств, перевозящих грузы. Для этих целей хорошо подходят электронные ЗПУ. В программатор пломбы заносятся ее заводской номер, информация о транспортном средстве, виде груза, станции назначения, получателе и т.п. Причем перепрограммировать пломбу невозможно: информация зашивается только один раз. При нарушении пломбы сигнал тревоги будет передан на одно из приемных устройств, установленных на пути следования груза. Замена электронного ЗПУ на аналогичное устройство также не спасет преступников — на первом же пункте контроля подмена будет замечена.
В то же время применение недостаточно надежных пломб, а также их неправильное и бесконтрольное использование может уменьшить эффективность таких систем, в действительности давая ложное чувство безопасности.
Статья подготовлена совместно с редакцией журнала « Охрана», www.psj.ru
9 января 2009